Создание пункта временного хранения грузов 7-го класса опасности
          Телефон: +7 965 302-10-15
          E-mail: kuznetsov-pehu@yandex.ru
   
Профессиональные
навыки  
Публикации
Реализованные
проекты
Инвестиции
Инновации
Бизнес-планы
Вопросы-ответы




Blue Corridor

Создание пункта временного хранения грузов 7-го класса опасности


          Стратегическим направлением для отечественной промышленности является развитие производства высокотехнологичной продукции и завоевание соответствующей роли в системе международного разделения труда. Эта цель неоднократно заявлена во многих программных выступлениях и документах Президента и Правительства России. Пока же, к сожалению, российская экономика продолжает оставаться преимущественно сырьевой, сырьевую направленность имеет и Российский экспорт.
          Вместе с тем, имеется ряд направлений, которые смогли трансформировать имеющийся научно-технический потенциал в серьезные позиции на мировом рынке продукции высоких технологий. Эти направления должны стать своеобразными «точками роста», для их развития должны быть обеспечены максимально благоприятные условия. Одним из таких направлений является производство обогащенного урана и ядерного топлива для нужд атомной энергетики – технологическое лидерство России по которому в мире признается всеми. По этой продукции наша страна занимает примерно 40% мирового рынка.
Слайд. «Blue Corridor»

Стоит отметить вкратце перспективы развития атомной энергетики. Энергетические ресурсы составляют фундамент любой экономической системы. История развития мировых экономик позволяет выделить периоды, в которые преобладает использование того или иного ресурса. На ранних стадиях энерготехнологии были основаны на использовании дерева. В прошлом столетии пик пришелся на нефть. На современном этапе, вклад ядерной энергии в долю энергопроизводства неуклонно растет, в то время как энергетика, основанная на использовании угля и нефти уже прошла свой пик и ее доля в энергопроизводстве будет только снижаться. Слайд. «Blue Corridor»

Учитывая высокий удельный вес энергоемких отраслей промышленности и транспорта, возможности экономического роста будут во многом определяться развитием энергетики, в первую очередь, электроэнергетики. Если провести сравнение производства электроэнергии с использованием альтернативных энергоносителей, например, таких как уран и газ, то можно увидеть, что при использовании урана в качестве энергоносителя с структуре себестоимости производства 1 Мвт*ч сырьевая составляющая равна всего 12%, в то время как в ТЭС эта компонента достигает 77%. Слайд. «Blue Corridor»

Известно, что ядерное топливо обладает более высоким КПД по сравнению с альтернативными энергоносителями. Так, например, для выработки 1 Мвт*ч электроэнергии необходимо около 3 г обогащенного урана, 247 куб.м природного газа или 222 кг нефти (1,62 барреля). Слайд. «Blue Corridor»

Если сравнить ежегодные объемы экспорта урановой продукции с ежегодными объемами экспорта нефти и природного газа, то на первый взгляд роль атомного экспорта является более чем скромной. Однако, если объемы экспортируемых Россией энергоносителей выразить в эквиваленте вырабатываемой на их основе электроэнергии, то получится, что экспортируемые нами 2090 кг обогащенного урана позволяют заменить 102% всего российского экспорта природного газа или 70% всего отечественного экспорта нефти. Слайд. «Blue Corridor»

ОАО «Техснабэкспорт» - акционерное общество со 100% участием государства в уставном капитале. ОАО «Техснабэкспорт» более 40 лет представляет Россию на международном рынке урановой продукции и услуг ядерного топливного цикла. Внешнеторговый оборот Общества приближается к 2 млрд. долларов США, что составляет половину экспортной программы всех предприятий российской атомной отрасли в стоимостном выражении. Слайд. «Blue Corridor»

Являясь одним из ведущих поставщиков на мировой рынок товаров и услуг ядерно-топливного цикла ОАО «Техснабэкспорт» работает с крупнейшими энергетическими корпорациями мира, осуществляя поставки практически во все регионы мира, где используется ядерная энергетика: в страны ЕС, Америки, Африки и Азии (Япония, Ю.Корея и Китай). Слайд. «Blue Corridor»

Расскажу вкратце о ядерном топливном цикле и предлагаемых ОАО «Техснабэкспорт» услугах и урановой продукции. Но для начала совершим небольшой экскурс в область ядерной физики. Ядерным топливом для реакторов является уран. Поэтому все стадии и процессы ядерного топливного цикла определяются физико-химическими свойствами этого элемента. В природном уране только один, относительно редкий, изотоп U-235 подходит для изготовления ядерного топлива. Содержание его в природном уране равно 0,711%. В ядерном топливе для АЭС степень обогащения урана по U 235 должно находиться в пределах 2-5%. Слайд. «Blue Corridor»

Таким образом, прежде чем добываемый из руд уран попадет в реактор, он должен пройти целый ряд последовательных технологических стадий которые могут быть объединены в общее понятие ядерного топливного цикла (ЯТЦ). В зависимости от вида ядерного топлива и конкретных условий ядерные топливные циклы могут различаться в деталях, но их общая принципиальная схема сохраняется. Добыча Начальная стадия топливного цикла – горнодобывающее производство, т.е. урановый рудник, где добывается урановая руда. Извлеченная из земли урановая руда подлежит дальнейшей переработке с целью получения химических концентратов урана (закись-окись). Химическая формула U3O8. Конверсия Полученные химические концентраты переводят в другую химическую форму гексафторид урана (UF6) с природным содержанием урана U-235 (0,711%). Эта операция выполняется для обеспечения реализации следующего этапа ЯТЦ - обогащение. Обогащение Прежде чем изготавливать топливо природный уран в форме UF6, содержащий только 0,711% 235U, необходимо обогатить, т.е. увеличить долю 235U в общей массе урана до 2%-5%. На этом этапе уран также дополнительно очищается от примесей других химических элементов. Изготовление топлива Обогащённый до 2-5% уран в форме гексафторида урана UF6 служит исходным сырьём для изготовления топлива ядерных реакторов. Ядерное топливо применяется в реакторах в виде металлов, сплавов и других топливных композиций, которым придаётся определённая конструкционная форма. Конструкционной основой ядерного топлива в реакторе является тепловыделяющий элемент – твэл, состоящий из сердечника (топлива) и оболочки (покрытия). Определенное количество твэлов собирают вместе в единую конструкцию – тепловыделяющую сборку (ТВС). Таким образом, по отношению к ЯТЦ, основными позициями номенклатуры урановой продукции и услуг ОАО «Техснабэкспорт» являются:
  • Услуги по конверсии закиси-окиси урана в гексафторид урана;
  • Услуги по обогащению урана из давальческого сырья заказчика;
  • Поставки обогащенного урана (до 5%) в форме гексафторида для зарубежных АЭС;
  • Поставки других урановых материалов с обогащением по U-235 менее 5% (двуокись урана UO2, металлический уран для использования в исследовательских реакторах, обогащенный уран в форме закиси-окиси, обедненный уран в форме металла).
Особо стоит отметить, что в данный перечень не входит облученное ядерное топлива (ОЯТ).
Слайд. «Blue Corridor»

В настоящее время все экспортно-импортные отгрузки продукции, производимой предприятиями ядерного топливного цикла, осуществляются через морской торговый порт г. Санкт-Петербург, в т.ч. и продукция ОАО «Техснабэкспорт». Данные грузы относятся к 7 классу опасности в соответствии с классификацией, принятой в МК МПОГ (Международный кодекс морских перевозок опасных грузов). По данной классификации наиболее опасными грузами являются грузы 1 класса (взрывчатые вещества), наименее – 9. Следует отметить, что такие грузы как, например, нефть и уголь отнесены к 3 и 4 классам соответственно, в то время как наши грузы – всего лишь 7 класс. Слайд. «Blue Corridor»

Следует особо отметить существующее состояние дела при перевозке ядерных материалов. На состоявшейся в 2003 году в Австрии международной конференции «Безопасность транспортирования радиоактивных материалов» было отмечено, что ежегодно в мире транспортируются десятки миллионов упаковок с различными видами радиоактивных материалов (РМ). Перевозки осуществляются всеми видами транспорта - автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным - по тем же путям и общественным дорогам, которыми пользуются все люди. На конференции в частности отмечено, что в отношении России достигнут превосходный результат: «За все годы массовых перевозок РМ в России (и бывшем СССР) не зарегистрировано радиационных воздействий на население или персонал вследствие таких перевозок. Это подтверждается 40 летним опытом безаварийной работы ФГУП «Изотоп» являющейся специализированной организацией Росатома и осуществляющей приемку-отправку урановой продукции через морской торговый порт Санкт-Петербург. В составе нашей делегации присутствует представитель ФГУП «Изотоп» и готов ответить на Ваши вопросы по этому поводу. На сегодняшний момент используется следующая схема транспортирования урановой продукции. Груз доставляется с предприятий-производителей железнодорожным транспортом на специализированную базу - пункт временного хранения грузов 7-го класса опасности (ПВХ), расположенную в Ленинградской области в 30 км от г. Санкт-Петербург. На ПВХ производится накопление груза, его досмотр, комплектация и оформление документов. Далее осуществляется дальнейшая транспортировка в порт, где производятся погрузочно-разгрузочные работы на борт судна. Таким образом, ПВХ является исключительно важным звеном, используемым нами экспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию отечественной экспортной программы. В настоящее время перед российской атомной отраслью стоит задача удержания и расширения завоеванных позиций в условиях резкого усиления конкуренции со стороны компаний США, Франции, Германии и Нидерландов. В этих условиях для российских экспортеров чрезвычайно важным является развитие современной инфраструктуры обеспечения экспортных поставок. Для реализации указанных стратегических задач стоящих перед российской атомной отраслью, в т.ч. и перед ОАО «Техснабэкспорт», в целях увеличения доли российской урановой продукции на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона предполагается изменить существующие маршруты поставок в эти страны (в первую очередь в Японию и Корею) изменив порт отправки С-Петербург на один из портов Дальнего Востока. Это позволит:
  • сократить сроки поставок российского материала в страны АТР морским транспортом в 3-4 раза и соответственно снизить риски связанные с транспортировкой повысив тем самым безопасность транспортировки ядерных материалов;
  • уменьшить стоимость транспортировки.
Указанные дополнительные преимущества позволят Российской стороне осуществлять более гибкую ценовую политику и оперативно реагировать на запросы покупателей. Это в свою очередь позволит повыcить конкурентоспособность российской урановой продукции и увеличить объем ее экспорта на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Открытие нового маршрута позволит также России усилить свое геополитическое влияние за счет возможности «оттянуть» часть грузов доставляемых в страны АТР из Западной Европы морским транспортом, перенаправив их
Слайд. «Blue Corridor»

Слайд. «Blue Corridor»

Слайд. «Blue Corridor»

Изменение схемы транспортировки подразумевает строительство в одном из портов Дальнего Востока, через который будут осуществляться отгрузки экспортной продукции, пункта временного хранения грузов 7-го класса опасности (ПВХ). Планируемый начальный ежегодный грузооборот через порт на Дальнем Востоке составит примерно 500 - 600 контейнеров в год. Следует особо отметить, что в соответствие с «Основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности» (ОСПОРБ-99) все радиационные объекты разделяются на четыре категории. К I категории относят наиболее опасные объекты. К IV категории относят наименее опасные объекты. В соответствии с характером перевозимых грузов и их потенциальной радиационной опасностью, предполагаемый к строительству пункт временного хранения грузов 7-го класса опасности относятся к 3 категории из четырех существующих (ОСПОРБ-99). Это значит, что в случае аварии радиационное воздействие будет ограничиваться только территорией объекта и санитарно-защитная зона ограничивается территорией объекта. Слайд. «Blue Corridor»

ПВХ представляет собой специализированный комплекс по проведению погрузочно-разгрузочных работ, хранению транспортно-упаковочных комплектов (ТУК) с ядерными материалами, радиоактивными веществами и изделиями их содержащими. ПВХ оборудован складскими и вспомогательными помещениями, автомобильными и железнодорожными путями. Вся территория ПВХ обнесена ограждением, которое выполняет функции физической защиты от проникновения посторонних лиц. При хранении ТУК с ядерными материалами выделения радиоактивности из них не происходит. ТУКи после установки не кантуются и никакие операции с ними не проводятся. Аварийные ситуации, связанные с выделением радиоактивных веществ в окружающую среду при временном хранении ТУКов практически исключены за исключением внешних воздействий: например, падение самолета непосредственно на ПВХ, внешний взрыв и т.д. При временном хранении ТУКов твердые и жидкие радиоактивные отходы не образуются. Выделение вредных химических веществ и сброса их в окружающую среду не происходит. Слайд. «Blue Corridor»

В ПВХ предусматривается обрабатывать следующие основные виды транспортно-упаковочных комплектов (ТУК):
  • контейнеры типа 48Y – с природным (обогащение по изотопу урана-235 0,711%). Контейнеры 48Y перевозятся на флетах по 1 упаковке. Грузоподъемность флета 24 тн. Габаритные размеры аналогичны размерам 20-ти футового крупнотоннажного контейнера.
  • контейнеры типа 30В – с гексафторидом урана (обогащение по изотопу урана-235 менее 5%). Контейнеры 30В перевозятся на флетах по 4 упаковки;
  • ТУК-44 (или иных сертифицированных ТУК) – с оксидами природного (обогащение по изотопу урана-235 0,711%). ТУК-44 перевозятся и хранятся в стандартных двадцати – футовых контейнерах.
Следует особо отметить, что используемые ТУК для транспортировки, в т.ч. по территории России, урановой продукции арендуются в США и Европе, что гарантирует высокий уровень безопасности упаковок, сертифицируются каждой страной, через которую или в которую осуществляется поставка. Таким образом, все характеристики ТУКов отвечают международным требованиям безопасности, в том числе требованиям правил МАГАТЭ. Также каждый ТУК имеет российский сертификат-разрешение на конструкцию выданный компетентным органом России по ядерной и радиационной безопасности. В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» планируемый к размещению ПВХ может находиться только в Федеральной собственности. Эксплуатацию ПВХ будет осуществлять одно из предприятий находящегося в ведении Федерального агентства по атомной энергии.
Слайд. «Blue Corridor»

Слайд. «Blue Corridor»

Слайд. «Blue Corridor»

В настоящее время ОАО «Техснабэкспорт» совместно со специализированной проектной организацией ФГУП «Головной институт «Всероссийский проектный и научно-исследовательский институт комплексной энергетической технологии» (ВНИПИЭТ) разработало предпроектную документацию типового ПВХ, которая определяет следующие основные параметры проекта и требования к месту размещения ПВХ: Основные параметры проекта размещения ПВХ в Дальневосточном регионе: 1 Предполагаемый объем инвестиций 20 – 25 млн.долл.США 2 Предполагаемые сроки строительства (с учетом проектирования и согласований) около 2-3 лет 3 Количество персонала 100 – 150 чел. Слайд. «Blue Corridor»

Основные требования к месту размещения ПВХ : 1. Площадь земельного участка ориентировочно составляет 3-5 га. 2. ПВХ, по возможности, должен находиться в непосредственной близости: a. к причалу, с которого предполагается осуществлять отгрузки грузов 7-го класса опасности; b. к центральным транспортным магистралям (автомобильная и железная дорога). 3. К площадке должны быть проведены автомобильная и железная дорога или должна быть возможность их подведения. a. Эксплуатация ПВХ предполагает обеспеченность электроэнергией (1 ой категории), водой (расход ~ 30 м3/сут) и канализацией, а также телефонной связью. Слайд. «Blue Corridor»

Таким образом, подводя итоги сказанному ранее: Строительство пункта временного хранения грузов 7-го класса опасности в Дальневосточном регионе позволит: для России:
  • Усилить геополитическое влияние;
  • Закрепить свои позиции на рынках услуг ядерно-топливного цикла и урановой продукции в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и увеличить объемы экспорта;
для региона:
  • привлечь дополнительные инвестиции в развитие инфраструктуры порта;
  • создать новые рабочие места (100-150 мест);
  • увеличить налоговые поступления в бюджет;
  • увеличить годовой грузооборот порта.
Слайд. «Blue Corridor»