Андрей Кузнецов - Часто задаваемые вопросы
          Телефон: +7 965 302-10-15
          E-mail: kuznetsov-pehu@yandex.ru
   
Профессиональные
навыки  
Публикации
Реализованные
проекты
Инвестиции
Инновации
Бизнес-планы
Вопросы-ответы







    Часто задаваемые вопросы.

  1. Вопрос: На ком лежит обязанность по обращению за проведением государственной экспертизы, если в договоре на разработку документации между заказчиком и исполнителем такая обязанность не закреплена?
  2.         Ответ: В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация направляется на государственную экспертизу заказчиком либо застройщиком. Согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, заявителем на проведение государственной экспертизы может являться заказчик, застройщик либо уполномоченное кем-либо из них лицо.

  3. Вопрос: Какими нормативными документами определены требования к составу, содержанию и порядку оформления заключений государственной экспертизы?
  4.         Ответ: Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждены приказом Росстроя от 02.07.2007 № 188.

  5. Вопрос: Каков максимальный срок действия заключений государственной экспертизы по результатам инженерных изысканий и проектной документации?
  6.         Ответ: Действующим законодательством о градостроительной деятельности срок действия заключений государственной экспертизы не установлен.

  7. Вопрос: В перечне представляемых на государственную экспертизу документов отсутствуют документы на землю и градостроительный план земельного участка. Теперь этого не требуется?
  8.         Ответ: С 1 июля 2008 года вступил в силу пункт 11 Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, согласно которому раздел «Пояснительная записка» в составе представляемой на государственную экспертизу проектной документации должен содержать копии документов, указанных в подпункте «б» пункта 10 данного Положения. В числе таких документов указаны утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, а также документы об использовании земельных участков (на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются), выданные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

  9. Вопрос: Все ли изменения в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, подлежат повторной экспертизе?
  10.         Ответ: Согласно пункту 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, может быть направлена повторно на государственную экспертизу при внесении в нее изменений технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой была ранее проведена государственная экспертиза. В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке может быть подвергнута представленная проектная документация в полном объеме.

  11. Вопрос: Необходимо ли при направлении документов на государственную экспертизу в составе проектной документации представлять сметный раздел, в случае если финансирование объекта строительства производится за счет собственных средств заказчика?
  12.         Ответ: Согласно пункту 7 Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, в случае если финансирование объекта строительства производится за счет собственных средств заказчика, необходимость и объем разработки раздела «Смета на строительство» определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Представление указанного раздела в составе документов для проведения государственной экспертизы в данном случае законодательством о градостроительной деятельности не регламентировано.

  13. Вопрос: Обязательно ли при передаче проектной документации на экспертизу предоставление документации на электронном носителе?
  14.         Ответ: В соответствии с пунктом 18 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, документы для проведения государственной экспертизы представляются на бумажном носителе. В договоре может быть установлено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий могут представляться также на электронном носителе.

  15. Вопрос: Какие разрешительные документы, представляемые для принятия проекта на экспертизу, должны быть заверены нотариально?
  16.         Ответ: Пунктом 11 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, установлено, что к пояснительной записке в составе проектной документации должны быть приложены документы, указанные в подпункте «б» пункта 10 указанного Положения, либо копии этих документов, оформленные в установленном порядке. За разъяснением о порядке применения указанного Положения рекомендуем обратиться в Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 2(а) постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).

  17. Вопрос: Подлежит ли государственной экспертизе проект реконструкции нежилого помещения на цокольном этаже в 2-этажном нежилом здании торгового центра? Площадь помещения, подлежащего реконструкции – 1100 квадратных метров. Площадь всего здания – 4500 квадратных метров.
  18.         Ответ: Реконструируемое помещение в составе торгового центра не является отдельно стоящим объектом и не подпадает под действие пункта 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Торговый центр, общая площадь которого составляет более 1500 квадратных метров, также не подпадает под действие указанного пункта. Таким образом, согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация на реконструкцию указанного помещения подлежит государственной экспертизе.

  19. Вопрос: Предварительные согласования каких органов исполнительной власти должны быть представлены в пакете документов, представляемых на государственную экспертизу?
  20.         Ответ: Согласно части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласование проектной документации, представляемой для проведения государственной экспертизы, не предусмотрено.

  21. Вопрос: Какая стадия проектной документации подлежит государственной экспертизе при одно- и двухстадийном проектировании?
  22.         Ответ: Действующим законодательством в области градостроительной деятельности для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусматривается подготовка проектной и рабочей документации. Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственной экспертизе подлежит только проектная документация на объект капитального строительства. В отношении рабочей документации, разрабатываемой в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, государственная экспертиза не проводится. Представляемая для проведения государственной экспертизы проектная документация должна быть подготовлена в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87.

  23. Вопрос: Следует ли в составе проектной документации на капитальный ремонт представлять смету, если сметная стоимость не превышает 150 тысяч рублей? Существует ли нормативный документ, регламентирующий границы сумм для прохождения государственной экспертизы?
  24.         Ответ: Проектная документация по объектам капитального строительства представляется на государственную экспертизу в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. На основании пункта 7 указанного Положения раздел «Смета на строительство» в составе проектной документации по объектам капитального строительства, финансируемым полностью или частично за счет бюджетных средств, разрабатывается и представляется на государственную экспертизу в полном объеме. Сметная стоимость строительства объекта не является критерием, определяющим необходимость представления в составе документов для проведения государственной экспертизы сметной документации.

  25. Вопрос: Каковы стоимость и сроки проведения государственной экспертизы проектной документации?
  26.         Ответ: Сроки проведения государственной экспертизы проектной документации установлены пунктами 29 и 30 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145. Размер платы за проведение государственной экспертизы определяется согласно пунктам 51-58 вышеуказанного Положения.

  27. Вопрос: Обязан ли заказчик представлять смету на проектные работы?
  28.         Ответ: Для определения размера платы за проведение государственной экспертизы к представляемым на государственную экспертизу документам должна быть приложена смета на проектно-изыскательские работы.

  29. Вопрос: В случае получения первоначального отрицательного заключения государственной экспертизы, после устранения недостатков в проектной документации имеет ли право организация предоставить проект для последующей проверки без дополнительной оплаты? Чем это регламентируется?
  30.         Ответ: Согласно пункту 58 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145, за проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. В случае если документы на проведение повторной государственной экспертизы в отношении жилых объектов капитального строительства поданы в течение 14 дней после получения отрицательного заключения, плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается.

  31. Вопрос: Могут ли сотрудники Мосгосэкспертизы выступать в судах в качестве судебных экспертов?
  32.         Ответ: Действующее законодательство предусматривает производство судебной экспертизы экспертами государственных, негосударственных судебно-экспертных учреждений либо иными специалистами, обладающими специальными познаниями и назначенными судом.Уставом Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза» проведение судебно-строительной экспертизы не предусмотрено.

  33. Вопрос: Застройщик по адресу Вешняковская 25-27 нарушает порядок проведения работ, начиная строительство с возведения жилого дома, а не со строительства подземной стоянки, как принято государственной экспертизой в заключении Рег. № 77-1-4-0248-08. Есть ли для этого основания?
  34.         Ответ: Для проведения проверки соответствия выполнения работ в процессе строительства объектов капитального строительства требованиям проектной документации рекомендуем Вам обратиться в Комитет государственного строительного надзора города Москвы.

  35. Вопрос: Какие разделы должен содержать состав проектной документации на капитальный ремонт несущих конструкций объекта-памятника культурного наследия г.Москвы в соответствии с Постановлением № 87?
  36.         Ответ: Проектная документация строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10-32 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87.

  37. Вопрос: Уважаемые специалисты! Подскажите пожалуйста, необходим ли для прохождения Мосгосэкспертизы расчет на прогрессирующее обрушение общественного здания II степени ответственности, высотой 16 м, с четырьмя надземными и одним подземным этажом, общей площадью 5900 кв.м? Если да, то какой документ регламентирует необходимость такого расчета для подобных зданий?
  38.         Ответ: В соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате деформации, повреждения или разрушения.

  39. Вопрос: Здравствуйте! В соответствии с п. 6 ст. 30 «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений» (№ 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г.) «…В пешеходных зонах зданий и сооружений высотой более сорока метров должны быть предусмотрены защитные приспособления для обеспечения безопасности пребывания людей в этих зонах при действии ветра.» Каким образом МГЭ производит проверку проектов строительства жилых домов на соответствие соответствующего раздела?
  40.         Ответ: При проведении государственной экспертизы Мосгосэкспертиза руководствуется требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

  41. Вопрос: Наша организация ведет застройку земельного участка, выделенного под строительство 4-х однотипных многоквартирных жилых домов, и использует один и тот же проект (с привязкой к месту строительства, без внесения изменений в конструктивную часть), ранее прошедший госэкспертизу и получивший положительное заключение на строительство первого дома. Необходимо ли при строительстве последующих трех домов отправлять на государственную экспертизу проектную документацию или достаточно выполнить госэкспертизу результатов инженерных изысканий?
  42.         Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерациигосударственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

  43. Вопрос: В связи с заявлением г-на Собянина об отмене дополнительных согласований к документации, представляемой на госэкспертизу (30 согласований), просим сообщить, какие обязательные согласования остаются.
  44.         Ответ: Для проведения государственной экспертизы представляются документы, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» и от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

  45. Вопрос: Обязательна ли экспертиза проектной документации на систему пожарной сигнализации и оповещения людей при пожаре в действующем здании (г. Москва)?
  46.         Ответ: В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проводится в отношении проектной документации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Состав проектной документации определен постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Государственная экспертиза не проводится в отношении отдельного раздела проектной документации.

  47. Вопрос: С какими организациями согласовывается задание на проектирование жилого многоквартирного дома при строительстве на вне бюджетные средства?
  48.         Ответ: В соответствии со статьей 759 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан передать подрядчику (проектировщику, изыскателю) задание на проектирование, в котором приводятся исходные данные, необходимые для составления технической документации. Порядок согласования задания на проектирование законодательством Российской Федерации не установлен.

  49. Вопрос: Скажите, пожалуйста, в чем основное отличие термина «реконструкция» от термина «реконструктивные работы» и принимает ли экспертиза на рассмотрение проекты реконструктивных работ. Буду Вам признательна за ссылки на нормативные документы.
  50.         Ответ: В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) государственная экспертиза проводится в отношении проектной документации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Согласно части 14 статьи 1 Кодекса реконструкция это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации реконструктивных работ и понятие «реконструктивные работы» законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности не предусмотрено.

  51. Вопрос: Необходима ли экспертиза проектной документации на строительство пожарного депо, на территории которого находятся несколько зданий и сооружений с количеством этажей не более 2-х и площадью менее 1500 м2 (к примеру: 1 - 1370 м2; 2 - 235 м2; 3 - 10 м2). Суммируются ли площади этих зданий для того, чтобы было принято решение: проводить экспертизу проектной документации на строительство пождепо или нет?
  52.         Ответ: В соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительного кодекса Российской Федерации», не подлежат государственной экспертизе проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении следующих объектов капитального строительства:
    а) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более 3, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
    б) жилые дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 10 блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
    в) многоквартирные дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 4 блок-секций, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
    г) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
    д) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется устанавливать санитарно-защитные зоны или требуется устанавливать санитарно-защитные зоны в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты.
    Согласно п.10, части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Исходя из этого, при определении общей площади объекта капитального строительства, площадь всех проектируемых зданий, сооружений и строений не суммируется. При этом следует учитывать, что при определении общей площади здания, необходимо учитывать площади всех помещений на всех этажах здания. При проектировании группы зданий, сооружений и строений, входящих в состав единого объекта, проектная документация разрабатывается для нескольких объектов капитального строительсва объединенных единым технологическим процессом, а не на отдельностоящий объект, и, как следствие, для проекта строительства пожарного депо, в состав которого входит группа зданий, сооружений и строений, необходима процедура прохождения государственной экспертизы проектной документации.

  53. Вопрос: Какой порядок осуществления строительства объекта
  54.         Ответ: Основные этапы организационно-правовых действий, направленных на осуществление строительства (реконструкции) объекта:
    1. Оформление земельного участка в собственность или аренду.
    2. Получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) – ст.31 ФЗ-136; ст. 44 Градостроительного Кодекса.
    3. Проведение инженерных изысканий для подготовки проектной документации.
    4. Подготовка проектной документации – ст.48 Градостроительного Кодекса.
    5. Государственная экспертиза проектной документации, результатов инженерных изысканий – ст.49 Градостроительного Кодекса.
    6. Получение разрешения на строительство (реконструкцию) – ст.51 Градостроительного Кодекса.
    6. Осуществление строительства и строительный надзор – ст. 52 Градостроительного Кодекса.
    7. Получение разрешения на ввод в эксплуатацию построенного (реконструируемого) объекта недвижимости – ст.55 Гражданского Кодекса. Разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию необходимы для представления в регистрирующий орган в целях осуществления государственной регистрации права собственности на построенный (реконструируемый) объект недвижимости. В случаях, когда получение разрешения на строительство и на ввод в эксплуатацию является обязательным, практически на каждом из указанных выше этапов, необходим градостроительный план земельного участка (ГПЗУ). Указанные действия должны начинаться именно с получения ГПЗУ.

  55. Вопрос: Какими документами необходимо руководствоваться при привязке проектов повторного применения:
  56.         Ответ:
    - статьей 49, частью 3 Градостроительного Кодекса;
    - по составу и содержанию соответствовать действующему законодательству РФ, в том числе Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008г № 87;
    - ГОСТ Р21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации» Пункт 9. Правила применения типовой проектной документации (ТПД).

    При привязке ТПД к конкретной площадке строительства (извлечения из раздела 9 ГОСТ Р21.1101-2009):
    - определяют координаты и отметки частей зданий (сооружений);
    - уточняют размеры, глубину заложения и конструктивные решения фундаментов;
    - разрабатывают дополнительные мероприятия, необходимые по гидрогеологическим условиям строительной площадки;
    - уточняют решения цокольных или подвальных частей здания, узлов примыкания тоннелей, галерей и других сооружений в зависимости от рельефа площадки строительства;
    - разрабатывают узлы примыкания внутренних сетей водоснабжения, канализации. теплоснабжения, электроснабжения и связи к внешним сетям, а также узлы ввода транспортных коммуникаций;
    - корректируют, при необходимости, документацию на несущие и ограждающие конструкции, системы отопления и вентиляции, исходя из климатических условий района строительства;
    - уточняют объемы работ, а также сметную стоимость строительства.
    - не привязывают обложки и титульные листы основных комплектов рабочих чертежей входящих в состав типовой проектной документации. Взамен них в соответствии с требованиями раздела 8 ГОСТ Р21.1101-2009 выполняют новые обложки и титульные листы с реквизитами организации применившей ТПД, и наименованием объекта капитального строительства, для которого выполнена привязка.
    - в состав документации, передаваемой заказчику, включают заключение Госэкспертизы на ранее разработанную проектную документацию, по которой выполняется привязка.
    После завершения работ по привязке объекта проектной организацией, откорректированная проектная документация передается Заказчику, который утверждает её и передает строительной организации.

  57. Вопрос: Что такое «Экспертное сопровождение проекта строительства»
  58.         Ответ - Основной задачей экспертного сопровождения является консультативное участие экспертного органа в процессах подготовки исходных данных на проектирование и разработки проектной документации с целью обеспечения высокого качества исходных, обосновывающих и проектных материалов при максимально сокращенных сроках проведения экспертизы и корректировки этих материалов по замечаниям экспертов.
    А конкретно:
    - повышается качество проекта, что также приводит к сокращению срока проведения экспертизы;
    - повышается качество строительных решений, что повышает надежность и долговечность зданий.

  59. Вопрос: Какими документами необходимо руководствоваться при оформлении земельного участка для строительства объекта
  60.         Ответ:
    - статьей 51 Градостроительного Кодекса;
    - Земельным Кодексом 136-ФЗ от 25.10.2001;
    - Федеральным законом от 02.012000г № 28-ФЗ «О государственном земельном Кадастре»;
    - Территориальными строительными нормами (ТСН) субъекта Федерации.

  61. Вопрос: Какими нормативами установлены правила оформления текстовых и графических материалов рабочей документации
  62.         Ответ:
    - Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2009г №108 «Правила оформления текстовой и графических материалов рабочей документации»;
    - ГОСТ Р21.1101-2009 «Основные требования к проектной и рабочей документации»

  63. Вопрос: Как определяется этажность и площадь жилого здания
  64.         Ответ:- СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные».

  65. Вопрос: Какие документы необходимы для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию:
  66.         Ответ: Определены статьей 55 Градостроительного Кодекса. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:
    1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
    2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
    3) разрешение на строительство;
    4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
    5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
    6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;
    7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
    8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта;
    9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
    Указанные в пунктах 6 и 9 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
    Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (субъект Федерации).
    В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
    1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
    2) градостроительный план земельного участка;
    3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
    а) пояснительная записка;
    б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
    в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
    г) схемы, отображающие архитектурные решения;
    д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
    е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
    ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
    4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
    5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
    6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
    Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

  67. Вопрос: Укажите обязательные функции Заказчика
  68.         Ответ: Осуществление функции заказчика-застройщика:
    - Получение и оформление исходных данных для проектирования объектов строительства: резервирование земельного участка, технические условия на присоединение инженерных коммуникаций, строительный паспорт;
    - Подготовка задания на проектирование;
    - Техническое сопровождение проектной стадии: контроль за разработкой проектно-сметной документации, согласование ее в установленном порядке, передача в органы экспертизы;
    - Оформление разрешительной документации на строительство и реконструкцию, контроль за сроками действия выданных технических условий на присоединение инженерных коммуникации;
    - Обеспечение освобождения территории строительства (переселение граждан, вывод организаций из строений, подлежащих сносу или реконструкции, решение других вопросов, связанных с подготовкой площадок для производства работ); пункт Градкодекса указать?
    - Организация управления строительства пункт Градкодекса указать?;
    - Технический надзор; пункт Градкодекса указать?;
    - Ввод объекта в эксплуатацию, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

  69. Вопрос: Кто принимает решение о необходимости направления проектной документации на государственную экспертизу?
  70.         Ответ: Необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации по объектам капитального строительства установлена частью 1 статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации направление проектной документации на государственную экспертизу является прерогативой заказчика или застройщика, который с учётом характеристик и параметров проектируемого объекта капитального строительства и в соответствии с критериями, установленными частями 2 и 3 статьи 49 указанного Кодекса, определяет необходимость её направления, а в соответствии с положениями частей 4.1 и 4.2 статьи 49 – экспертную организацию, куда должна быть направлена соответствующая проектная документация. При этом заказчик или застройщик принимает решение о направлении проектной документации на государственную экспертизу, руководствуясь исключительно законодательными положениями. Подготовка организациями по проведению государственной экспертизы заключений об отсутствии необходимости проведения государственной экспертизы действующим законодательством о градостроительной деятельности не предусмотрена.

  71. Вопрос: В ходе проведения государственной экспертизы проектной документации в областной (республиканской, краевой, окружной) экспертной организации заявитель столкнулся с нарушениями, допущенными сотрудниками этой организации. В какой надзорный орган заявителю необходимо обратиться с жалобой на их действия?
  72.         Ответ: Функции контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий (в том числе полномочий по проведению государственной экспертизы) возложены на Министерство регионального развития Российской Федерации, как на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства (пункт 3 части 3 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Во исполнение возложенных функций Министерство регионального развития Российской Федерации наделено правом направления в соответствующие органы государственной власти предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

  73. Вопрос: Проектной документацией предусмотрено возведение незначительного по габаритам производственного объекта в пространственных металлических конструкциях на свайном основании. Конструкции монтируются с помощью болтовых соединений и в любой момент могут быть разобраны. Будет ли считаться проектируемый объект объектом капитального строительства и будет ли принята проектная документация по такому объекту на государственную экспертизу? Не является ли такой объект временным объектом некапитального строительства, проектная документация по которому не подлежит государственной экспертизе.
  74.         Ответ: При решении вопроса об отнесении к объектам капитального строительства проектируемый объект следует рассматривать в общем комплексе его признаков, включая единство возводимых конструкций, цели возведения объекта, а также наличие факторов воздействия результатов его возведения на окружающую среду в течение всего жизненного цикла объекта. Так, в случае, если результатом создания объекта является некая строительная система, состоящая из несущих конструкций и предназначенная для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей и (или) перемещения людей и грузов, такой объект, как сооружение, является объектом капитального строительства (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), и применительно к нему осуществляется подготовка проектной документации (часть 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Касательно упомянутого в вопросе объекта следует в первую очередь учитывать, что для его возведения требуется проведение земляных и строительно-монтажных работ (по устройству заглубленных фундаментов, возведению несущих конструкций и подводке инженерных коммуникаций), оказывающих воздействие на природную среду, а целью его создания является выполнение им определенных производственных процессов (функций). При этом отмечается, что в федеральном законодательстве о градостроительной деятельности отсутствуют такие понятия, как «временный объект», «объект некапитального строительства» или «временный объект некапитального строительства». К объектам капитального строительства не относятся лишь постройки наподобие киосков, навесов и т.п.

  75. Вопрос: Частью 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или заказчика. На каком основании экспертная организация требует представления на государственную экспертизу материалов инженерных изысканий, не предусмотренных заданием заказчика и программой инженерных изысканий?
  76.         Ответ: Согласно пункту 17 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Правительством Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя представления материалов инженерных изысканий. При выявлении в результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы о соответствии либо несоответствии проектной документации результатам инженерных изысканий и результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения. Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии с частью 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации критериями при определении необходимости выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состава, объема и метода их выполнения наряду с заданием заказчика и программой инженерных изысканий являются требования соответствующих технических регламентов. При составлении задания на выполнение инженерных изысканий и программы инженерных изысканий необходимо также учитывать:
    - вид и назначение проектируемого объекта капитального строительства, его конструктивные особенности, техническую сложность и потенциальную опасность;
    - стадию архитектурно-строительного проектирования;
    - сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории строительства и степень их изученности.

  77. Вопрос: На ком лежит обязанность по обращению за проведением государственной экспертизы, если в договоре на разработку документации между заказчиком и исполнителем такая обязанность не закреплена?
  78.         Ответ: В соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация направляется на государственную экспертизу заказчиком либо застройщиком. Согласно пункту 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, заявителем на проведение государственной экспертизы может являться заказчик, застройщик либо уполномоченное кем-либо из них лицо.

  79. Вопрос: Каков максимальный срок действия заключений государственной экспертизы по результатам инженерных изысканий и проектной документации?
  80.         Ответ: Действующим законодательством о градостроительной деятельности срок действия заключений государственной экспертизы не установлен.

  81. Вопрос: В перечне представляемых на государственную экспертизу документов отсутствуют документы на землю и градостроительный план земельного участка. Теперь этого не требуется?
  82.         Ответ: С 1 июля 2008 года вступил в силу пункт 11 Положения о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, согласно которому раздел «Пояснительная записка» в составе представляемой на государственную экспертизу проектной документации должен содержать копии документов, указанных в подпункте «б» пункта 10 данного Положения. В числе таких документов указаны утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, а также документы об использовании земельных участков (на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются), выданные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

  83. Вопрос: Все ли изменения в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, подлежат повторной экспертизе?
  84.         Ответ: Согласно пункту 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, может быть направлена повторно на государственную экспертизу при внесении в нее изменений технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой была ранее проведена государственная экспертиза. В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке может быть подвергнута представленная проектная документация в полном объеме.

  85. Вопрос: Обязательно ли при передаче проектной документации на экспертизу предоставление документации на электронном носителе?
  86.         Ответ: В соответствии с пунктом 18 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, документы для проведения государственной экспертизы представляются на бумажном носителе. В договоре может быть установлено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий могут представляться также на электронном носителе.

  87. Вопрос: Какие разрешительные документы, представляемые для принятия проекта на экспертизу, должны быть заверены нотариально?
  88.         Ответ: Пунктом 11 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, установлено, что к пояснительной записке в составе проектной документации должны быть приложены документы, указанные в подпункте «б» пункта 10 указанного Положения, либо копии этих документов, оформленные в установленном порядке. За разъяснением о порядке применения указанного Положения рекомендуем обратиться в Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 2(а) постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87).

  89. Вопрос: Предварительные согласования каких органов исполнительной власти должны быть представлены в пакете документов, представляемых на государственную экспертизу?
  90.         Ответ: Согласно части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласование проектной документации, представляемой для проведения государственной экспертизы, не предусмотрено.

  91. Вопрос: Какая стадия проектной документации подлежит государственной экспертизе при одно - и двух стадийном проектировании?
  92.         Ответ: Действующим законодательством в области градостроительной деятельности для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусматривается подготовка проектной и рабочей документации. Согласно части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственной экспертизе подлежит только проектная документация на объект капитального строительства. В отношении рабочей документации, разрабатываемой в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, государственная экспертиза не проводится. Представляемая для проведения государственной экспертизы проектная документация должна быть подготовлена в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87.

  93. Вопрос: Следует ли в составе проектной документации на капитальный ремонт представлять смету, если сметная стоимость не превышает 150 тысяч рублей? Существует ли нормативный документ, регламентирующий границы сумм для прохождения государственной экспертизы?
  94.         Ответ: Проектная документация по объектам капитального строительства представляется на государственную экспертизу в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87. На основании пункта 7 указанного Положения раздел «Смета на строительство» в составе проектной документации по объектам капитального строительства, финансируемым полностью или частично за счет бюджетных средств, разрабатывается и представляется на государственную экспертизу в полном объеме. Сметная стоимость строительства объекта не является критерием, определяющим необходимость представления в составе документов для проведения государственной экспертизы сметной документации.

  95. Вопрос: Каковы стоимость и сроки проведения государственной экспертизы проектной документации?
  96.         Ответ: Сроки проведения государственной экспертизы проектной документации установлены пунктами 29 и 30 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145. Размер платы за проведение государственной экспертизы определяется согласно пунктам 51-58 вышеуказанного Положения.

  97. Вопрос: Обязан ли заказчик представлять смету на проектные работы?
  98.         Ответ: Для определения размера платы за проведение государственной экспертизы к представляемым на государственную экспертизу документам должна быть приложена смета на проектно-изыскательские работы.

  99. Вопрос: В случае получения первоначального отрицательного заключения государственной экспертизы, после устранения недостатков в проектной документации имеет ли право организация предоставить проект для последующей проверки без дополнительной оплаты? Чем это регламентируется?
  100.         Ответ: Согласно пункту 58 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145, за проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. В случае если документы на проведение повторной государственной экспертизы в отношении жилых объектов капитального строительства поданы в течение 14 дней после получения отрицательного заключения, плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается.

  101. Вопрос: Необходим ли для прохождения экспертизы расчет на прогрессирующее обрушение общественного здания II степени ответственности, высотой 16 м, с четырьмя надземными и одним подземным этажом, общей площадью 5900 кв.м? Если да, то какой документ регламентирует необходимость такого расчета для подобных зданий?
  102.         Ответ: В соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате деформации, повреждения или разрушения.

  103. Вопрос: Организация ведет застройку земельного участка, выделенного под строительство 4-х однотипных многоквартирных жилых домов, и использует один и тот же проект (с привязкой к месту строительства, без внесения изменений в конструктивную часть), ранее прошедший госэкспертизу и получивший положительное заключение на строительство первого дома. Необходимо ли при строительстве последующих трех домов отправлять на государственную экспертизу проектную документацию или достаточно выполнить госэкспертизу результатов инженерных изысканий?
  104.         Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.

  105. Вопрос: В чем основное отличие термина «реконструкция» от термина «реконструктивные работы» и принимает ли экспертиза на рассмотрение проекты реконструктивных работ. Буду Вам признательна за ссылки на нормативные документы.
  106.         Ответ: В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) государственная экспертиза проводится в отношении проектной документации строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. Согласно части 14 статьи 1 Кодекса реконструкция это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации реконструктивных работ и понятие «реконструктивные работы» законодательством Российской Федерации в области градостроительной деятельности не предусмотрено.

  107. Вопрос: Необходима ли экспертиза проектной документации на строительство ангара, на территории которого находятся несколько зданий и сооружений с количеством этажей не более 2-х и площадью менее 1500 м2 (к примеру: 1 - 1370 м2; 2 - 235 м2; 3 - 10 м2). Суммируются ли площади этих зданий для того, чтобы было принято решение: проводить экспертизу проектной документации на строительство пождепо или нет?
  108.         Ответ: В соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ «Градостроительного кодекса Российской Федерации», не подлежат государственной экспертизе проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении следующих объектов капитального строительства:
    а) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более 3, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
    б) жилые дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 10 блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
    в) многоквартирные дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 4 блок-секций, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
    г) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;
    д) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется устанавливать санитарно-защитные зоны или требуется устанавливать санитарно-защитные зоны в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты.
    Согласно п.10, части 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Исходя из этого, при определении общей площади объекта капитального строительства, площадь всех проектируемых зданий, сооружений и строений не суммируется. При этом следует учитывать, что при определении общей площади здания, необходимо учитывать площади всех помещений на всех этажах здания.
    При проектировании группы зданий, сооружений и строений, входящих в состав единого объекта, проектная документация разрабатывается для нескольких объектов капитального строительсва объединенных единым технологическим процессом, а не на отдельностоящий объект, и, как следствие, для проекта строительства пожарного депо, в состав которого входит группа зданий, сооружений и строений, необходима процедура прохождения государственной экспертизы проектной документации.

  109. Вопрос: Является ли обследование технического состояния зданий и сооружений инженерными изысканиями? Может ли быть проведена государственная экспертиза только обследования здания?
  110.         Ответ: Согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20, обследования состояния строительных конструкций зданий и сооружений относятся к специальным видам инженерных изысканий. В соответствии с пунктом 13(е) Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий следует представлять результаты инженерных изысканий в составе и объеме, предусмотренным программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания заказчика с учетом требований технических регламентов.

  111. Вопрос: Является ли самостоятельным основанием для проведения государственной экспертизы проектной документации наличие государственного финансирования работ, при условии, что предусматриваемый проектом комплекс работ не требует проведения государственной экспертизы?
  112.         Ответ: Законодательством о градостроительной деятельности источник финансирования строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства не установлен в качестве критерия, определяющего необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту. Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» для таких объектов обязательным является проверка сметной стоимости независимо от:
    а) необходимости получения разрешения на строительство;
    б) обязательности подготовки проектной документации;
    в) обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

  113. Вопрос: Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требований к их содержанию выполняется двухстадийное проектирование: проектная документация (стадия «П») и рабочая документация. Будут ли приниматься на экспертизу рабочие проекты (если заказчики в заданиях на проектирование указывают стадию «РП»)?
  114.         Ответ: Представляемая для проведения государственной экспертизы проектная документация на объект капитального строительства должна соответствовать требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, вне зависимости от стадийности проектирования.

  115. Вопрос: Разработан проект на строительство отдельно стоящего административного здания общей площадью 1500 квадратных метров, количество этажей – 2. Согласно пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса государственная экспертиза в отношении такого объекта не проводится. Однако, газораспределительной организацией выданы технические условия на газоснабжение здания, в которых указана точка подключения – газопровод среднего давления. Для снижения давления газа необходимо предусмотреть установку шкафного газорегуляторного пункта с устройством обогрева. В составе проекта разработан раздел по прокладыванию наружного газопровода. Просим разъяснить следующее: государственная экспертиза проводится на весь указанный объект строительства (административное здание) или исключительно на проект по наружному газопроводу?
  116.         Ответ: Наружный газопровод, предназначенный для газоснабжения проектируемого административного здания, не может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно, то есть независимо от строительства этого здания. Таким образом, в соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, газопровод не может рассматриваться как отдельный этап строительства. В случае если строительство указанного газопровода планируется осуществить за пределами границ земельного участка административного здания либо параметры давления газопровода превышают параметры, установленные для особо опасных и технически сложных объектов пунктом 11(а) части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, государственной экспертизе подлежит проектная документация в целом по административному зданию (включая проектируемый наружный газопровод).

  117. Вопрос: Какими документами необходимо руководствоваться для определения того, какие согласования должен пройти проект и в каких органах власти (на уровне РФ, субъекта РФ, муниципального образования)?
  118.         Ответ: Для проведения государственной экспертизы представляются документы, указанные в Разделе II Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145. В соответствии с пунктами 13-16 данного Положения согласования проекта не входят в перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы.

  119. Вопрос: Для прохождения государственной экспертизы необходимо, чтобы все проекты по присоединению к внешним коммуникациям были согласованы с соответствующими организациями, которые выдали технические условия (ТУ), если это прописано в самих ТУ. Если в ТУ написано «согласовать рабочий проект присоединения», нужно ли согласовать проект в организации, выдавшей ТУ, при такой формулировке перед сдачей его на государственную экспертизу?
  120.         Ответ: Положением об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145, согласование представляемой для проведения государственной экспертизы проектной документации в организациях, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не предусмотрено.

  121. Вопрос: Органом государственной экспертизы было выдано положительное заключение на рабочий проект (строительство объекта). Есть ли возможность получить документ еще раз или, скажем, заверенную копию? Какова процедура получения дубликата (копии)?
  122.         Ответ: В случае утраты заключения государственной экспертизы заявитель вправе получить в организации по проведению государственной экспертизы дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется бесплатно в течение 10 дней с даты получения указанной организацией письменного обращения.

  123. Вопрос: При повторном применении проектной документации на другом объекте законно ли требование о прохождении государственной экспертизы повторно, или необходимо лишь проведение государственной экспертизы результатов геологических изысканий?
  124.         Ответ: В отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно (типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, государствен- ная экспертиза не проводится. В случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием такой проектной документации, результаты инженерных изысканий (а также проектная документация по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов объекта капитального строительства) подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится (пункты 8 и 15(а) Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

  125. Вопрос: Согласно пункту 7 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 28–31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование. Означает ли это, что разделы «Проект организации строительства», «Смета на строительство», «Пожарная безопасность», «Инженерное оборудование» на любой объект капитального строительства (в случае если заказчик не желает) могут не разрабатываться и соответственно не включаться в состав проектной документации направляемой на госу- дарственную экспертизу? Как данный пункт Положения соотносится с пунктом 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации?
  126.         Ответ: 1. Действие пункта 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, распространяется на разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, указанные в соответствующих пунктах 23, 28-31, 38 и 42 Положения, а именно:
    - раздел 6 «Проект организации строительства» и раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения – пункты 23, 28-31 Положения;
    - раздел 5 «Проект организации строительства» и раздел 9 «Смета на строительство» проектной документации на линейные объекты капитального строительства – пункты 38 и 42 Положения.
    2. Требования части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в отношении мероприятий по организации строительства и сметы на строительство принимаются к исполнению в соответствии с требованиями пункта 7 Положения.

  127. Вопрос: Рабочим проектом «Строительство газовых сетей...» заложена стальная труба 57х3,5. Государственная экспертиза пройдена. Необходимо ли проходить повторную государственную экспертизу при пересогласовании замены стальной трубы на полиэтиленовую (63х5,8)?
  128.         Ответ: Проектная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства (пункт 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145).

  129. Вопрос: При выдаче технического задания на проектно-изыскательские работы были допущены неточности в части наименования объекта, подлежащего реконструкции. Проектной организацией, выполнившей работы, получены все необходимые согласования, и документация оформлена в соответствии с наименованием объекта по техническому заданию, которое не соответствует утвержденному перечню федеральных объектов. Какие документы необходимо представить в экспертизу, чтобы экспертное заключение было выдано на объект в соответствии с наименованием по утвержденному перечню.
  130.         Ответ: В заключении государственной экспертизы указывается наименование документации (объекта капитального строительства) в соответствии с титулом представляемой на экспертизу проектной документации (на основании утвержденного задания на проектирование). В представляемых для проведения государственной экспертизы документах (согласно пунктам 13-16 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. № 145) должно быть указано наименование объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным перечнем федеральных объектов.

  131. Вопрос: Прошу разъяснить правила проведении государственной экспертизы, если заказчик и заявитель - разные лица. Заявитель - проектная организация, действующая по доверенности заказчика. Кто указывается в заявлении, руководитель и бухгалтер какой организации подписывают Заявление? Кто указывается в анкете Заявителя, чьи правоустанавливающие документы прикладываются к Заявлению и Анкете?
  132.         Ответ: В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145, в случае если застройщик (заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, в заявлении о проведении государственной экспертизы указываются идентификационные сведения, как о заявителе, так и о застройщике (заказчике).

  133. Вопрос: Каковы критерии оценки проектных решений, на основании которых оформляется отрицательное экспертное заключение?
  134.         Ответ: Основным критерием оценки проектных решений и результатов инженерных изысканий является соответствие требованиям технических регламентов и требованиям других действующих нормативных документов (ГОСТ, СП, СНиП). При наличии несоответствия экспертное заключение должно носить отрицательный характер.

  135. Вопрос: Могут ли вноситься изменения в ранее выданные заключения государственной экспертизы?
  136.         Ответ: В соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок проведения государственной экспертизы,внесение каких-либо изменений в выданные в установленном порядке заключения государственной экспертизы по ранее рассмотренной проектной документации не допускается. Примечание: Заключения государственной экспертизы не могут быть отменены, изменены или приостановлены и могут оспариваться только в судебном порядке.


Вопрос:
Фамилия, Имя, Отчество
Электронная почта для ответа



 
        Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru
  ating@Mail.ru logo --> Рейтинг@Mail.ru   ng@Mail.ru logo -->   id=2861520;t=479;l=1" style="border:0;" height="31" width="88" alt="Рейтинг@Mail.ru" />   ng@Mail.ru logo -->   metrika/watch.js"; if (w.opera == "[object Opera]") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");         Рейтинг@Mail.ru                        

Россия , tel: +7 906 125-44-60


 
        Яндекс.Метрика     Рейтинг@Mail.ru
  ating@Mail.ru logo --> Рейтинг@Mail.ru   ng@Mail.ru logo -->   id=2861520;t=479;l=1" style="border:0;" height="31" width="88" alt="Рейтинг@Mail.ru" />   ng@Mail.ru logo -->   ; ng@Mail.ru logo -->